Продолжение статей Как облегчить адаптацию ребёнка к плотному миру? и Как обучать детей самоанализу?
Выявляем предназначение ребёнка
Для начала нужно посмотреть к чему склонен ребёнок, так как не каждый труд будет под силу уже повзрослевшему ребёнку из-за особенностей психики и нервной системы. Нужно для этого определить какой тип характера он имеет (см. книгу «7 радикалов» В.В. Пономаренко). В соответствие с доминирующем типом характера искать в этих рамках способности, так как там их больше и развивать эти способности целенаправленно, через спец. школы, курсы или ищите материал в интернете, в книжных магазинах, библиотеках, как развить самостоятельно способности у ребёнка. Заодно по той же книге уточнить, каких качеств характера не хватает у ребёнка, можно составить целый список в соответствие с характеристикой данного типа и развивать их по-немногу.
Слушаем ребёнка, чем интересуется и включаемся в его интерес. Даём попробовать многие хобби (или сами обучаем или отдаём в кружки), чтобы выявить к чему есть тяга у малыша. Поддерживаем увлечения/хобби детей. Интересуемся: а что вы собираете? А что это вы интересное делаете? Чем обмениваетесь с ребятами? На какие темы разговариваете? А дайте мне попробовать и научите меня, а я вот и не умею. Научить чему-нибудь родителя для ребёнка – это серьёзное повышение его самооценки и статуса и возможность быть на равных, поэтому чаще давайте детям эту возможность.
Работа с эмоциями
Посмотреть к каким негативным эмоциям и чувствам склонен ребёнок: грусть, тоска, страх, гнев, агрессия, тревожность, застенчивость, необоснованное чувство вины и прочее. Зафиксировать это и начать работать над этими проблемами. Чем раньше родители начнут исправлять ситуацию, тем полноценней ребёнок вольётся в социум. Методики можно использовать те же, что и для взрослых, приучать с детства этому детей. Например, контролю мыслей, работа с агрессией, перевод любой эмоции в конструктивные действия. Напоминать, что обида — это детское безответственное поведение и прочее. Хороший образец для работы книга «Миф о неуверенных или неуверенный с улицы уверенной».
Душевный контакт
Разговор перед сном «по душам». Ещё очень полезная и важнейшая вещь — перед сном подвести итоги дня: какие события произошли за день? Что было интересного? Что нового узнал? Что получилось? Какие успехи? Что не получилось? В чём причина, «как ты думаешь»? Когда ребёнок рассказал о себе, разберите то, что было сделано не так. После сами расскажите о себе: что было нового, интересного, что узнали, что осознали, какие сделали открытия, выводы. Говорите на равных, не сюсюкая. И очень хорошо рассказывать на ночь о мироустройстве и высших законах Вселенной.
*Но и это ещё не всё. Вечером в интимно спокойной обстановке раскрываются душевные качества обоих партнёров (именно так и надо подходить к детям. Это ваши меньшие партнёры по жизни, а к концу жизни места родителей и детей зачастую меняются), что их волнует, заботит, какие страхи есть у малыша, тревоги. Лучше если это будет сопровождаться телесным контактом. С девочкой скорее можно обняться. Сделать лёгкий массаж ног, спины, можно просто держать за руку ребёнка, слегка поглаживая. Хотя и с мальчиком тоже нормально. Но с мальчишкой, скорее, приятнее для него «побороться», особенно отцу. Не стесняйтесь прикасаться друг к другу. Это расслабляет ребёнка, вырабатывается гормон окситоцин, что способствует доверию к родителю. Ребёнок таким образом чувствует любовь и заботу гораздо сильнее, а значит, раскрытие его внутренней сути (души) будет масштабней. Это, как правило, выползает наружу при открытых и доверительных отношениях. Тут же можно понять к чему психологически склонен ребёнок, каким проблемам (страхам, неуверенности в себе, низкой самооценкой и прочее). В этот же момент можно внушать ребёнку уверенность в себя, что он на многое способен. «Главное искать и не сдаваться!» — как говорит внучка автора и может всегда рассчитывать на родителя, что он верный друг и товарищ.
Развиваем внимание к окружающему миру
Утром за завтраком — задайте настроение на день: смотри, что интересного сегодня подарит тебе жизнь?! Чему ты сегодня можешь научиться? Приучайте ребёнка к вниманию: разным знакам, необычным ситуациям, запоминать их или записывать. Например, развязался шнурок и ребёнок упал. Вечером можно обсудить причинно–следственную связь – «плохо завязываешь шнурки, то есть слабо, нужно доработать этот навык, побольше потренироваться». В таких беседах — рассказывайте о себе, родственниках, известных и великих людях – то есть опыт этих людей. Это помогает определять ценности, цели, направления, верить, что если у кого-то получилось — получится и у меня получится. Всё зависит от усилий и собственной настойчивости.
Советы и рекомендации для детей от родителей
Советы лучше давать в форме диалога. Не правильный вариант – «я тебе советую поступать так и так-то…», правильный вариант – «может тебе в этой ситуации поступить так…? Как ты считаешь?» В последнем случае нет прямого давления, идёт взаимный равный диалог и поиск оптимального решения, но с наводкой взрослого. В этом случае не будет сильного сопротивления у ребёнка, и он будет чувствовать, что его мнение учитывается и важно для родителя. *Примечание: Этот вариант касается не патологичных случаев: наркомания, алкоголизм и прочих патологий!
«Я тебя люблю! Моё мнение по этому вопросу такое… (спокойно и без эмоций, аргументированно приводим свою позицию, с иллюстрациями из жизни себя или других людей). Ты в праве поступить, как ты считаешь нужным, у тебя есть на это свобода воли и я её уважаю! Но помни, что ты ответственен за свою жизнь и если взял на себя ответственность за какое-либо решение, то будешь в полной мере отвечать за сделанные ошибки, то есть решать связанные с этим задачи. И это хорошо и нормально, только так приобретается свой опыт! Знай, что в любой ситуации ты можешь на меня рассчитывать и найдёшь в моём лице ВСЕГДА поддержку и помощь, чтобы не произошло. ТЫ МОЯ РАДОСТЬ!» Последняя фраза проговаривается ОБЯЗАТЕЛЬНО! Обнять и поцеловать своё родное дитя и у всех спокойно на душе. Дети не протестуют против родительского диктата. Родители на подхвате и поддерживают своих детей, сделав свою главную задачу выполненной — предупреждение!
Сотрудничество и любовь, две главные составляющие в отношениях детей и взрослых! Учитесь друзья этому.
Автор статьи — гипнотерапевт Полина Сухова